Педагогический проект духовно нравственное воспитание дошкольников. Проект по духовно-нравственному воспитанию "моя семья"

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности возникшей темы работы.

Детство - уникальный период человеческой жизни . То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

Наша задача, т.е. задача педагогов ДОУ – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

Формулирование проблемы, на решение которой направлен проект.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, будет потеряна система преемственности поколений. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость изучения, осмысления основ культуры, быта родного края, родного поселка, механизмов передачи его грядущим поколениям, а также в воспитании у дошкольников уважения к культуре общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром.

Предполагаемое сотрудничество по реализации проекта:

МОУ СОШ №15

ЦДО «ЛИРА»

Национальная библиотека Республики Коми

Библиотека пгт.В.Максаковка

ГБУ РК Национальный музей Республики Коми

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4 г. Усолье-Сибирское»

Проект

«Уроки для души»

Куратор проекта: воспитатель Фуражева Лариса Валерьевна

2015-2016 учебный год

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки для души»

Аннотация проекта.

Проект «Уроки для души» понимается как процесс содействия духовно-нравственному становлению обучающегося, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

«Я и животные»

Ценности: родная земля, экологическое сознание, милосердие, ответственность, доброта, внимание, забота.

«Я и иные»

Ценности: гражданское общество, свобода совести и вероисповедания, толерантность, уважение к родителям, забота о старших и младших.

Ценности: духовный мир человека, честь, достоинство, нравственный выбор, уважение к труду, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие, внутренняя культура,

Проект носит познавательный, практический, творческий характер и дает возможность практически повлиять на формирование основных нравственных ценностей.

Актуальность проекта.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Результаты социологического опроса обучающихся школы показали, что 39% обучающихся не знают, что такое нравственность. Поэтому выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность и актуальность данного проекта и способствует активности обучающихся, их участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Участники проекта.

Участниками проекта являются обучающиеся 5-9 классов, педагоги школы, родители (законные представители), штаб школьного самоуправления «Лидер».

Продолжительность проекта.

1этап: начальный - май - июнь 2015 г.

а) подготовительный

Проведение инициативной группой организационного собрания по разработке проекта и определению плана работы, установление связей с педагогами и родителями.

б) диагностический

Выявление отношения обучающихся к нравственности с помощью социологического опроса «Что для вас значит нравственность и важна ли она сегодня?»

а) практический (реализация проекта)

а) анализ эффективности проекта (диагностика динамики аксиологического отношения обучающихся по направлению «Человек», социологический опрос).

Цель проекта:

создание условий для воспитания духовно-богатой, социально-активной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

Создание условий для:

1.формирования первоначального представления о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;

2. раскрытия сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

3.создания в классе благоприятной среды для самосознания обучающимся своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

4. обеспечения педагогической поддержки развития инициативы и творческой активности учащихся;

5. содействия развития желания у обучающихся вносить свой вклад в общее дело.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Развитие этических чувств, доброжелательно и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива-ния чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос-лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор-мах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты

Способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест-ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест-ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Нравственное самосознание личности (совести) — способности обучающего формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

Готовность конструктивно разрешать конфликты посред-ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Тематическое планирование

Ответственные

Дата проведения

Мероприятие

Образовательный продукт

Фуражева Л.В.

воспитатели

сентябрь

Час общения «Уроки для души»

1.Методическая разработка.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Дискуссия «Городские животные: друзья, соседи или враги?»

1.Методическая разработка.

2.Информационная листовка.

3.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Игра «Путешествие в город Толерантность»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

«Турнир знатоков нравственных задач»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Литературная гостиная «Уроки нравственности»

1.Методическая разработка.

2.Театрализованное представление.

3.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

КТД «Практика нравственности»

«Калейдоскоп добрых дел»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

3.Презентации.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Творческий отчет

«Контрольная для души»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

Критерии оценки результата

Для оценки результативности проекта «Уроки для души» применяется «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список психолог заранее выписывает на доске.

Список желаний:

Быть человеком, которого любят

Иметь много денег

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.

Светлана Сычева
Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей. Задача является главной задачей семейного воспитания . В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно -нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим , добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентации духовно -нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Приоритетной для формирования основ нравственности является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания . Впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики , разработаны пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания меленьких детей .

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников .

Творческая группа педагогов, для решения стандарта составила план проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников , в котором определены цель работы по данному направлению :

1. Сохранение духовно - нравственного здоровья детей (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.

Определила цели и задачи проекта :

1.. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры) .

4. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры

Просветительное направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно -нравственного развития и воспитания детей . Тематика встреч посвящена духовно нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу праздников в жизни семьи.

Предлагаемый проект включает циклы мероприятий :

«Мир вокруг нас» ; «Дерево добра» ; «Край, в котором ты живешь» ; «История в архитектурных памятниках» ; «О чем поет колокол?» ; «Православная Россия в лицах» ; «Православная культура» ; «Хозяева и хозяюшки» .

Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов :

Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

Семья – хранительница духовных , национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать ребенку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой» , а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного сказочного образа или пример из жизни Святых.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства : презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.

Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно -нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей . Заключен договор с епархией о сотрудничестве и будет проводиться факультатив с этого учебного года.

Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья» .

В духовном воспитании ребенка - одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. С особой любовью,дети вместе с родителями изготовляли белые цветы к акции «Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.

В ДОУ для родителей и воспитанников организован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал :

Литература для детей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы : «беседы с батюшкой» ,

» Святые таинства», «Сказания и былины» и т. д.

Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

Игры по духовно-нравственному воспитанию ;

Иллюстрации, календари, альбомы «Храмы» , «Православные святые» ;

Памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,

» Православные праздники зимой» и др. ;

Выставки работ детей и родителей;

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дало положительные результаты. Повысился духовно -нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников , возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно -нравственное развитие детей.

Понятие духовно-нравственного воспитания

Ответим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно - нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка : во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

Известно, что основной духовно- нравственного воспитания являются духовная культура той среды , в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания . Тот дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги- люди. Составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Л.П.Гаврикова,

ПРОЕКТ

по духовно-нравственному воспитанию на тему:

«Русский народный костюм».

    Паспорт проекта «Русский народный костюм»………………………….

    Описание работы……………………………………………………………

3.1.Введение…………………………………………………………………..

3.2. Описание работы над проектом и её результаты……………………

Исследование…………………..………………………………………..

Ход исследования………………………………………………………...

Вывод…………………………………………………………………….

    Используемая литература……………………………………………….…

    Приложение

2. Паспорт проекта «Русский народный костюм»

1. Направление проекта : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Воспитание уважительного отношения к традициям русского народа.

2. Тип проекта : творчески-исследовательский.

3. Информация заявителя: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5«А» класса.

5. Участники проекта:

Классный руководитель;

5 «А» класс.

6. Партнеры: родители учеников.

7. Сроки реализации проекта : долгосрочный.

8. Основные направления реализации:

Исследовательская деятельность (поиск классом материала о костюмах);

Творческая деятельность (разработка русского народного костюма);

Внеклассные мероприятия (поход в музеи «Русский лён», «Центр народного творчества»);

Участие в выставке.

9. Форма защиты проекта: презентация, литературно-музыкальная композиция.

10. Продукт проектной деятельности : альбом «Русский народный костюм», русский народный костюм.

3. Описание работы

3.1. Введение

«Чтобы понять русский народ, нужно одеть на себя однажды русский костюм. Тогда можно ощутить сложное, но доброе отношение русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открытость и жизнелюбие, сострадание к ближнему. Думаю, что в русском костюме заключено одно из звеньев разгадки русской души…»

Юлия Николаевна Хижняк, кандидат педагогических наук.

Актуальность.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди стали забыли о своих русских ценностях. В семье уже мало кто рассказывает детям русско-народные сказки. Ученики часто любят смотреть иностранные мультики и больше времени проводят за компьютерными играми.

Поэтому важно в жизнь детей и в педагогический процесс школы включать разнообразные виды народного творчества и рассказывать о русско-народных традициях школьникам.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности школьника.

Проблема : Забыты народные промыслы, многие дети почти не знают традиции и обычаи русского народа, своей семьи.

Цель: познакомить учащихся с русским народным костюмом, его особенностями и воспитание у школьников любви и интереса к русской национальной культуре и народному творчеству.

Задачи, поставленные для реализации проекта:

1)учебные:

Познакомить учащихся с видами национального русского костюма, его особенностями и историей создания; народными названиями одежды;

Познакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма);

2)развивающие:

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

Расширение кругозора;

Развитие умения использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности;

3) воспитывающие:

Нравственно-эстетическое воспитание;

Воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

План работы

Первый этап . Сообщение темы, постановка целей, формулировка основополагающих вопросов. Деление учащихся на группы.

Второй этап . Обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов, гипотез и целей исследования.

Третий этап. Учащиеся проводят исследования. Поиск информации.

Четвертый этап . Оформление информации, подготовка презентации по данной темы. Разработка творческого задания.

Пятый этап. Экскурсия в музеи «Смоленский лен», «Центр народного творчества». Реализация проекта. Создание костюма.

Шестой этап. Оформление выставки. Создание презентации.

Заключительный этап. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта.

3.2. Описание работы над проектом и её результаты

Методы проекта:

- исследовательский метод (сбор большого количества информации о русском народном костюме, его истории и особенностей; экскурсия в музей «Смоленский лен»)

Научный метод (знакомство с техникой изготовления костюма)

Практический (освоение на практики техники при изготовлении русско-народного кокошника и сарафана)

Исследование

Объект исследования: традиционный русский народный костюм.

Предмет исследования: особенности русского народного костюма.

Ход исследования

Этапы проекта,

Формы работы

Участники

1 этап. Подготовительный

(1 неделя)

Анкетирование учащихся.

Подбор информации, литературы для осуществления проекта.

Составление плана мероприятий.

Обозначить проблему, сформулировать цели и задачи проекта.

Выявить знания учащихся о народном творчестве, традиций русского народа.

учащиеся

(2 неделя)

Деление класса на творческие группы.

Поиск учащимися информации (у каждой группы свое задание).

Подготовка презентаций.

Способствовать формированию

у детей интереса к культуре и

быту русского народа.

2 этап.

Основной

(3 неделя)

Выступления учащихся с докладами и подготовленными презентациями.

Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».

Расширение кругозора о русском народном творчестве, его традициях, особенностях русского народного костюма.

Закрепление знаний с помощью творческой работы.

Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте.

учащиеся

(4 неделя)

Экскурсия в музей «Смоленский лён». Проведение мастер-класса «Кукла-обережка».

Знакомство с созданием с русскими традициями ткачества и переработкой льна.

– Знакомство с богатой коллекцией смоленского костюма с поясами и головными уборами - «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства.

Практическое выполнение куклы-обережки.

Учитель, учащиеся,

сотрудник музея

(5 неделя)

Реализация практического задания «Русский народный кокошник».

Знакомство с основными видами и процессом создания русского народного кокошника.

Закрепление знаний о русском народном головном уборе.

Учитель, учащиеся, родители

(6 неделя)

Экскурсия в музей «Центр народного творчества».

Знакомство с выставкой «Костюмы народов мира».

Знакомство с особенностями национальных костюмов.

Учитель, учащиеся, сотрудник музея

(7 неделя)

Реализация практического задания «Русский народный сарафан»

Знакомство с основными видами и процессом создания сарафана.

Знакомство с различными видами вышивки, украшений сарафана.

Закрепление знаний о русском народном костюме.

учащиеся,

родители

3 этап.

Заключительный

(8 неделя)

Оформление выставки.

Создание презентации о проделанной работе.

Чаепитие.

Подведение итогов.

Закрепление знаний учащихся о русской народной культуре, её традициях.

учащиеся,

родители

(9 неделя)

Защита проекта. Выставка.

Предполагаемые результаты исследования:

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Расширение представлений у детей о быте русского народа;

Приобщение к народным традициям;

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Мероприятия

1. Классный час на тему: « Что мы знаем о русских народных традициях, быте». Анкетирование учащихся.

2. Классный час на тему: « Русский народный костюм». Выступления учащихся с докладами по темам: «Виды русского народного костюма», «История русского костюма», «Смоленский народный костюм».

3. Классный час. Просмотр презентации « Виды и особенности русского народного костюма».

4. Классный час на тему: «Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте». Просмотр иллюстративного ряда (Билибина, Васнецова). Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».

5. Экскурсия в музей «Смоленский лён».

6. Классный час «Русские народные головные уборы». Создание подготовительного рисунка будущего кокошника. Подготовка материала.

7. Творческая деятельность. Создание русского народного кокошника.

8. Экскурсия в музей «Русское народное творчество».

9. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. (Подготовка лекал, сбор материала).

10. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. Совместная деятельность учеников, учителя и родителей.

11. Чаепитие «За круглым столом». Обсуждение проделанной работы, подведение итогов.

12. Защита проекта. Выставка «Русский народный костюм».

Назначение и применение проекта

Данный проект разработан для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, а также для повышения интереса учащихся к русской народной культуре, традиций русского народа. Воспитание у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Проект создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся, раскрывает роль декоративно-прикладного искусства, развивает творческие способности учащихся.

Данный проект может быть использован при разработке уроков рисования и технологии в общеобразовательных школах и в художественных школах.

Вывод

Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.

Ребята, работая над проектом достигли поставленных задач и цели проекта.

Список используемой литературы

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

2. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,2001

3. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003. – 83с.

4. Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

« Перед всеми нами общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II






Цели проекта: 1.Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. 3. Формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему.


Задачи проекта: * Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры через сотрудничество с настоятелем православного Храма «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских», воскресной школой города Апатиты. * Воспитание у обучающихся уважительного отношения к социальному институту семьи. Формирование представлений о семейных ценностях (уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей). Формирование понимания сущности основных социальных ролей в семье. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание.


Договор о сотрудничестве муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 15 и «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви г. Апатиты 5 декабря 2008 г. 1.Общие положения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 г.Апатиты в лице директора МОУ СОШ 15 Кудюмовой Галины Ивановны и «Приход церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманскойи Мончегорской епархии Русской Православной церкви в лице Настоятеля Данилец Василия Васильевича, именуемые далее "Стороны",основываясь на принципах: государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий; признания особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности,культуры; уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России; приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества; наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях"; солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации; почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания. 2.Предмет договора. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания.


3. Цели настоящего договора Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях: Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности образования в России; Оказание поддержки развитию православного образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания; Продолжение сотрудничества, начавшегося в 2008 году, в проведении совместных конференций, "круглых столов", семинаров по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов; Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия; Содействие организации преподавания основ православной культуры в составе вариативного компонента учебного плана; Содействие совершенствованию подготовки, переподготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры; Своевременное информирование сторон о проектах, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу духовно-нравственного воспитания, светского и религиозного образования; 3.2. Стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по настоящему договору.






При обучении по программе «Основы православной культуры» учитель определила основные задачи: научить слышать и слушать других; развивать творческие способности, расширять кругозор детей; формировать у обучающихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию: милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость, смирение, послушание.








Разнообразны формы работы по духовно- нравственному воспитанию: уроки: «Традиции народов России из глубины веков», «Светоч Земли русской – Сергий Радонежский» и др. конференции «Наука и религия» участие педагогов в Трифоновских чтениях экскурсии на природу, в монастыри участие в различных творческих конкурсах выступления с концертами перед ветеранами ВОВ, в хосписе












«Несмотря на то, что для нашей семьи это был совершенно новый опыт, мы с одобрением отнеслись к данному проекту. И теперь понимаем, что все это было не зря. Дети с радостью ходят в школу, у них хорошие отношения между собой вне зависимости от того, кто как учится» Ольга Евгеньевна, мама Маркина Владимира






«Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II